в начало сайта
First Moscow Nissan 4x4 Offroad Club самое интересное ночью...
новости Это мы Место встречи
Регистрация
(Забыли пароль?)
 
    
 

Конференция 'Nissan 4x4'Фильтр: техничкаФильтр: оффтопикФильтр: отключен
Конференция 'Барахолка'


Автомобили Nissan
Ремонт
Наши фотографии
Теория 4х4
Сделай сам!
GPS
Радиосвязь
Снаряжение
Избранное
Магазины/Сервисы
Детский приют Дружба
Дисконтная программа
Голосуем!
Фонд Клуба
Клубный магазин


Всероссийски внедорожный календарь событий



  

 2024 
ДР 25 лет! 18-20 октября 2024г

 
 2022 
ДР-23, 07-09 октября 2022г (ссылки на фотоальбомы, отзывы и впечатления)

 
 2021 
ДР-22, 08-10 октября 2021г (ссылки на фотоальбомы, отзывы и впечатления)

 
 2020 
ДР-21, 09-11 октября 2020г. (ссылки на фото)

 
Автопутешествие по Норвегии (фильм из 6 частей by Rider)

 
 2019 
Пикник близ Нерской. Осень. - 9.11.19

 
ДР 20 лет, 04-06 октября 2019г. (ссылки на фото, отзывы)

 
СНГ-2019 (ссылки на фото и видео, отзывы)

 
 2018 
ДР 19 лет, 19-21 октября 2018г. (ссылки на фото, отзывы)

 



 27.05.2025
Сегодня день рождения отмечают said, Ximka, ПИРАТ, Сафарёнок!

Ниссан 4х4 Клуб поздравляет именинников!
 

Теория 4х4 / Приемы вождения внедорожника / Первичное искусство второго пилота
Автор:по материалам "Club4x4"

   В настоящее время в таком виде спорта, как ралли-рейды, все чаще возникает вопрос: "Что же такое "штурман"?" В классике все понятно: читает скоростную стенограмму на СУ, контролирует время отметок на KB, корректирует отклонение от графика. Ну а в рейдах?    Некоторые пилоты вообще говорят: "Положено вдвоем - едем вдвоем". Какая разница, что он делает? Сигареты прикуривает, попить подает. Так, может, действительно не нужен им штурман?

   К сожалению, не так все просто, как кажется. Недаром же существует авторитетное мнение, что 60% успеха в гонке приходится на долю штурмана и только 40 - пилота. Есть такая поговорка: "Гонку выигрывает пилот, а проигрывает штурман". Так давайте же вместе попытаемся определить минимум, необходимый штурману для победы пилота...

   Первое, что приходит в голову, штурман должен обладать умением "не заблудиться". В принципе это правильно - умение ориентироваться достаточно весомый фактор, состоящий из целого ряда ингредиентов... Это и работа с дорожной книгой и картой, и умение не проморгать привязки, и знание навигационных приборов (terratrip, C-giant, GPS), ну, наконец, это еще и способность своевременно донести все это "безобразие" до затуманенного драйверовского сознания.

   Грамотный штурман начинает свою работу задолго до старта с изучения легенды и регламента соревнований. Он вносит изменения маршрута (если таковые имеются), выделяет наиболее опасные участки пути, наносит КП и KB на топографическую карту, составляет легенды и схемы проезда для автомобилей техпомощи, и прочее...

   Одним из необходимых условий слаженной работы экипажа является взаимопонимание. Пилот должен уметь представить себе позицию, диктуемую штурманом. Они должны общаться на одном языке. Но только не надо изобретать велосипед, придумывая нечто специфическое. "Под себя, на себя, свивка, предшествующая" - человеку непросто представить себе подобное... Ведь существует же общепринятая терминология чтения дорожной легенды.

   Немаловажную роль играет и умение владеть голосом - повышение или понижение интонации при прохождении той или иной позиции. Не нужно кричать пилоту о том, что вы заметили не представляющую серьезной опасности помеху быстрее него. Будьте адекватны! А то, представьте себе, вам спокойно диктуют элементы легенды - и, как гром среди ясного неба, крик: "Слева трактор!" В лучшем случае вы встанете как вкопанный, а в худшем - можно куда-нибудь и "устроиться". И хорошо, если удастся выбраться, не загубив себя и машину, ведь может случиться и иначе. Не сбрасывайте со счетов голосовые интонации...

   Значительную роль играет, и контроль времени, разумеется, также являющийся штурманской задачей. Что это такое? Например, у вас в ходе гонки 5 - 6 кругов, километров по 50. Как выиграть? Как объехать соперников? Есть небольшой секрет... Пропишите на первом кругу скоростную стенограмму. Да, вы проедете первый крут чуть медленнее, но зато на оставшихся сможете с лихвой наверстать упущенное. А все потому, что каким бы асом не был пилот, запомнить с первого раза все 50 км вряд ли возможно. Вот тут-то и приходит на помощь стенограмма, для составления которой, в свою очередь, нужно знать ряд нюансов: как в общепринятой символике обозначить поворот, яму, подброс, трамплин, гребенку и т.д.

   Большое значение имеет и моральный настрой в экипаже. Задача штурмана контролировать не только ход ведения гонки, но и психологическое состояние пилота! Если пилот завелся и, как говорят, "планка упала", важно уметь вывести его из этого. В противном же случае вполне реальным становится "преждевременный финиш". Так за что же в конечном итоге отвечает второй пилот? А помните, как в том анекдоте: "Что вы сегодня делаете?" - "Все!" Для штурмана ралли-рейд это гонка "с листа" и попробуй-ка тут обойдись без ошибок. Скорость, тряска, рев мотора - а ведь надо еще и за приборами следить!

   Есть такое понятие "третий круг". В него входит не только умение штурмана по ходу гонки корректировать допущенные ошибки, но и способность, проверив правильность результатов итоговой таблицы, провести грамотный разбор "полетов-улетов". Естественно, не унижая... и не вознося первого пилота. Все это лишь малая толика того, что приходится делать ГОЛОВЕ экипажа. Ибо штурман - мозг, а пилот - манипулятор органами управления, что является совершенно другим искусством. Человеку, владеющему штурманской грамотой, ничего не стоит записать любую схему, даже если ее рассказывают по телефону.

Существует градация поворотов:
5 - 90-градусный
4 - соответственно на 15-20 градусов меньше, и т.д.
Строчка всегда заканчивается метражом.


Условные обозначения:
( - ) - отрицательный уклон.
( / ) -яма.
(/) - подброс.
(Тр) - перекат дороги, за которым не видно дальнейшего пути.


Пример стенограммы:
150 лв 250 пр 3x3 100 Тр 50
лв 2 - 270 лв 4 - 3 200 / 300
Л пр 4 (-) 250 лв 5 !!! / 80
лв 1 х пр 3 100 колея 200

 

--------------------------------------------------------------------------------


Подготовлено www.g-class.org
По материалам журнала "4x4Club" www.club4x4.ru

01-01-1970



1999-2020. NISSAN 4x4 CLUB
По всем вопросам пишите: mosqua@mail.ru
33dev дрон-рейсинг гонки дронов