Наряду с основными средствами борьбы с бездорожьем, такими как лебедки, домкраты, цепи противоскольжения, а также тросы и веревки, существуют еще и вспомогательные приспособления, которые могут использоваться как отдельно от них, так и в совокупности с ними.
1. Шакл / Shackle (Серьга)
Шакл - это чугунное полукольцо с пальцем на резьбе. Очень полезное крепежное приспособление. Служит для присоединения каната к буксировочной проушине, тросу лебедки для крепления блока и т.п.
Усложненный вариант шакла. Прямоугольной стороной вставляется в фаркоп американского стандарта, и вместо фаркопа получается разъемная "серьга".
Если Вы не мастер завязывать морские узлы вам нужен шакл. Так как развязать канат, завязанный обычным узлом после рывка двух тонным джипом невозможно. Впрочем, если вы и знакомы с узлами шакл все равно нужен.
Никогда не затягивайте палец шакла до посинения. Есть возможность, что не сможете его открутить после нагрузки. Всегда ослабляйте на 1-2 нитки резьбы.
Советуем с большой осторожностью относиться к различным крепежным устройствам, к шаклам в частности. Если устройство некачественное или недостаточно прочное оно ломается при рывке и летит как камень из рогатки. В лучшем случае вы отделаетесь здоровенной вмятиной или дыркой в вашем джипе.
2. Цепь
Цепь можно использовать для распределения нагрузки на элементы рамы автомобиля: самое простое - за проушины на бампере. Проушины должны располагаться на уровне лонжеронов рамы. Нельзя крепить цепь за мост автомобиля, так как мощности любой лебедки достаточно, чтобы погнуть чулок полуоси.
Цепь поможет равномерно распределить нагрузку на бампер: на лебедке - 1 тонна, на каждом крюке - по 500 кг
3. Блок - полиспаст / Pulley Block
Применение блока дает двойной выигрыш в тяговом усилии. Поэтому когда хватает длины троса, есть резон использовать блок. Его прицепляют к якорю, а конец троса - к проушине или установочной площадке лебедки.
В таком случае тяговое усилие увеличивается вдвое, не считая потерь на блоке: 1 тонна на лебедке, 1 тонна на крюке. Можно применить в два раза менее мощную лебедку!
Если у вас есть второй блок, вы можете утроить тяговое усилие. Для этого нужно подцепить второй блок к установочному комплекту (проушине на бампере, кенгурятнику, раме), а конец пропущенного через него троса - опять же к якорю.
Если для вытаскивания лебедкой чего-нибудь тяжелого, например грузовика, требуется задний якорь, идущий к нему вспомогательный трос следует пропустить под автомобилем и крепить тоже спереди, непосредственно к установочному комплекту лебедки.
4. Специальные перчатки / Special gloves
Обратите внимание на слово "специальные" - кожа в перчатках не только защищает ладони от разлохмаченного троса, но и сами кончики пальцев сделаны в этих перчатках толще, чтобы при случайном затягивании в барабан лебедки пальцы не расплющило, а с руки стянуло только перчатку. По этой же причине ни в коем случае нельзя пользоваться перчатками нитяными. Любой трос с течением времени разлохмачивается и зацепляя перчатку, оставляет очень мало времени, чтобы успеть стащить ее с руки.
5. Бэдлок / beadlock
Это устройство обеспечивает жесткое крепление шины к борту колесного диска и не дает ей соскочить даже при почти полном отсутствии давления.
У диска с «бэдлоком» на месте обычного внешнего борта приварено плоское кольцо, на котором расположены отверстия с резьбой (от 18 до 36 шт. в зависимости от модели). Борт покрышки устанавливают на это кольцо, а затем сверху накрывают еще одним. Таким образом получается своего рода «сэндвич»: борт шины зажат между двумя металлическими кольцами, которые и не дают покрышке двигаться.
6.Сэнд траки / Sand Ladders
Специальные щиты для подкладывания под колеса. Обычно металлические. Полезно иметь с собой если Вы отправляетесь в местность где отсутствуют деревья. (пустыня, тундра и пр.)
Длина траков обычно такая, чтобы их без труда можно было просунуть между передними и задними колесами.
Возможно использование досок толщиной не менее 40 мм.
Варианты крепления на внедорожнике сэнд трака:
7. Якорь / Anchor
Если Вы всерьез собираетесь бороздить степи, пустыни и пашни, обзаведитесь якорем. Он хорошо держит практически в любом грунте и легко вытаскивается. Вместо якоря возможно использование подручных средств: запасное колесо, бревно и т.п.
Что же касается лодочного якоря, то он также хорош в применении в любом грунте. Для того, чтобы его вытащить, достаточно проехать над ним и перекинуть шток в противоположную сторону.
----------------------------------------------
подготовлено по материалам сайтов www.club4x4.ru, www.g-class.org